В своих предыдущих материалах и новостях проекта «Две стороны одной медали» постоянно сквозила тема не совсем качественного «живого звука» в барах и клубах у нас в городе. Хотелось бы систематизировать все мысли в одну статью, что бы как-то повлиять на текущую ситуацию.
Во Владивостоке на сегодняшний момент более десятка заведений, позиционирующих себя, как заведения с «живым звуком». Среди них, пожалуй, только несколько могут похвастать стабильно высоким уровнем «живого» звучания (мы не будем им сейчас создавать рекламу). Остальные клубы могут гарантировать стабильно плохой «живой звук», а если в их жизни и происходят редкие исключения, то они только подтверждают общее правило - вечная тема плохого звучания на концертах в российских клубах.
Есть две части вопроса: измеримые показатели и эмоциональное восприятие. Даже в стандартном требовании каждого райдера есть измеримый показатель вроде 120 децибел, и вольности типа «профессиональное звуковое оборудование» или «неискаженный звук». 50% хорошего или плохого звука — в любом случае, человеческий фактор: звукоизвлечение, профессионализм музыкантов и, конечно, их звукорежиссер. Казалось бы, клуб декларирует наличие «живого звука», в то же время, он не может обеспечить своими мощностями райдер. Так же часто возникает вопрос взаимодействия штатного звукорежиссера клуба и звукорежиссера(если он есть) группы. К примеру, клуб не обеспечил райдер, предоставив то, что есть, звукорежиссер клуба не знает звучания группы, а звукорежиссер группы совершенно не знает пультов, на которых ему предстоит работать. Можно быть самым крутым музыкантом, но в данной ситуации «живой звук» будет, мягко говоря, средним. Обычная ситуация для Владивостока, из которой выходят подбором достаточно просто звучащих коллективов и музыкальных жанров или дополнительной арендой оборудования за счет выступающей стороны.
Понятно, что мы развивающийся рынок со всеми вытекающими: дефицит помещений вследствие постоянного передела рынка недвижимости и особенностей местной архитектуры (минимальное количество зон рекреации), высокая цена аренды, короткие сроки договоров, высокая стоимость оборудования вследствие высоких таможенных пошлин, высокие ставки по кредиту на его приобретение… Но, черт побери, очень хочется, что бы зритель, посетивший клуб ради твоего концерта, услышал то, что задумывалось!
Ситуация за десятилетие все таки меняется, положительные изменения есть. Хорошее оборудование в РФ становится одним из обязательных требований для любого клуба, ставящего перед собой задачи выше «Дискотеки80-х, 90-х». Но ситуация не изменится быстро, музыкальная индустрия не может развиваться в отрыве от общей экономической ситуации в стране. Тем более в ожидании очередного кризиса.
Читая мнение наших звукорежиссеров, мне понравилось высказывание одного из них, «…подозрительные места, в которых пульты почему-то стоят на балконах, колонки стоят не там, помещение сложно — это кармическая проверка для людей, которые там играют, можно справиться, а можно провалиться — это больше говорит о работающих людях, чем о клубах и аппаратуре. Почему клубы в таких местах располагаются? Как говориться, на что есть деньги. Это же сложная финансовая история: какие-то клубы работают над улучшением звука, а какие-то — над выбором пива…»
Организаторы концертов, как правило, не очень понимают, в чем отличие хорошего «живого звука» от плохого, и тратят на звук мало денег, так как хотят больше заработать. К тому же есть множество откровенно слабых специалистов, которые дают глупые советы. Бывает, что звукорежиссер в клубе сам может что-то собрать, и со стороны клуба ему никто не препятствует. А бывает, что сразу вставляют палки в колеса, говорят, что ничего трогать нельзя)))).
Очевидно, что «живой звук» на 80% зависит от музыканта. Если музыкант разбирается в звуке, если у него хорошее звукоизвлечение, если у него есть концепция, он в любом случае прозвучит лучше того, у которого всего этого нет. Но прозвучит ли он в обычном российском клубе так, как задумывалось им изначально?